ЭКОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ 10.03.2010 12:33 http://www.regions.ru/news/ecology/2275958/ Святой Серафим и медведь Фонд кардинала Поля Пупара присудил патриарху Константинопольскому Варфоломею премию «за охрану окружающей среды». За активную экологическую деятельность Варфоломея I часто называют «зеленым Патриархом». "Как вы думаете, есть ли у защиты природы нравственный и религиозный аспект? Следует ли религиозным организациям заниматься охраной природы?", - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов напомнил библейское повествование о первом человеке Адаме. "Еще находясь в Раю, он должен был возделывать и хранить сад. Вообще по замыслу Божию Адам всю природу должен был сделать Раем. Поэтому я считаю, что для защиты природы есть и нравственные и религиозные основания", - сказал он. "Защита природы – дело очень хорошее и нужное, и, безусловно, религиозные организации могли бы в этом участвовать", - заключил священник. Отец Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что нравственный и религиозный аспект у защиты природы есть. "Эта идея вовсе не чужда религиозному сознанию. Если человек верует в Бога – Создателя мира благого, который бережет и хранит созданное Им, то такой человек должен хранить и беречь природу", - сказал он. "Другое дело, что меры, к которым подчас прибегают «зеленые», идут вразрез с христианскими нормами. Иногда их акции протеста имеют шокирующий или ярко выраженный языческий характер. Но это не значит, что в системе христианских ценностей нет места для защиты природы. Природу надо беречь и охранять, не допуская языческого поклонения ей и ее обожествления", - добавил священник. Иеромонах Тихон (Зимин) Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, заявил, что защита природы безусловно имеет нравственный и религиозный аспект. "На человека ложится ответственность за разрушение и уничтожение природы - мира, созданного Богом. Это грех. А верующий человек должен противодействовать греху", - сказал он. "Допустимы, видимо, и какие-то организованные действия верующих по защите природы. Но, разумеется, природоохранная деятельность не должна подменять или вытеснять собственно духовный религиозный компонент в жизни человека", - подчеркнул иеромонах. Отец Александр Лаврин Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, отметил, что призыв беречь окружающий мир содержится в Писании. "Бережному и чуткому отношению к природе учит нас в Евангелии Сам Господь, сказавший, что Он и трости надломленной не преломит. Для верующего человека в этих словах содержится духовно-нравственный критерий, определяющий и наше отношение к природе. В этом смысле защита природы может рассматриваться и в религиозном аспекте", - сказал он. "Другое дело, что, например, в движении «зеленых» явно присутствует языческий компонент. А это для христианского сознания, конечно, совершенно неприемлемо", - добавил священник. Анас-хаджи Пшихачев Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев считает, что людям следует относиться к природе внимательней. "С точки зрения ислама, все, что создано на земле Всевышним, - все это для людей, поэтому человек должен использовать все, что дано от Бога, чтобы нормально существовать в этом мире. Следовательно, в действиях человека не должно быть расточительства, потому что природные ресурсы не вечны, а экология очень важна для нашей жизни", - сказал он. "Религиозные организации должны пропагандировать активные действия за сохранения экологии нашего мира. Поэтому, безусловно, представители всех конфессий нашей страны должны и сами принимать участие в охране окружающей среды", - подытожил Анас-хаджи. Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что экология является важнейшим фактором в нашей жизни. "Защита окружающей среды - это часть нашей деятельности, и мы должны как можно внимательней относиться к ней, чтобы передать нашим детям здоровую и процветающую планету. Сегодня экология - это важнейший фактор в нашей жизни. Я считаю, что религиозные деятели должны принимать участия в охране природы и пропагандировать такой род деятельности своим прихожанам", - сказал муфтий. "Если мы не будем беречь природу, то, что же останется нашим детям? Поэтому за сохранность окружающей среды бороться необходимо", - подчеркнул Альбир-хазрат. "То, что в Европе обратили внимание на деятельность патриарха Варфоломея I и дали ему премию "за охраны окружающей среды", это очередной призыв к внимательному отношению окружающей среды", - подытожил он. Константин Бендас Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас считает, что религиозные организации должны вносить свой вклад в охрану окружающей среды. "Разумеется, религиозным организациям следует заниматься охраной природной среды. В социальной концепции Русской Православной Церкви и в наших протестантских документах прописаны пункты об охране окружающей среды, об отношении к тому, что сотворено Богом. Это часть наших взаимоотношений с Господом, нашей любви друг к другу", - сказал он. "Есть ли в идеологии "зеленых" какие-то языческие аспекты? Может быть, и есть, так как любая, самая добрая и хорошая идеология всегда может быть доведена до абсурда. Если кто-то готов убивать людей за то, что они убивают китов или тюленей, то это полнейший бред. В России все религиозные конфессии прилагают огромные усилия, чтобы мир вокруг нас стал лучше. Поэтому, коль эта деятельность приобрела такую высокую оценку в мире, то нам остается только присоединиться к знакам уважения к патриарху Варфоломею I", - заключил Константин Владимирович. Елена Леонтьева Руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью Елена Леонтьева считает, что защита природы не должна подразумевать под собой какие-то религиозные аспекты. "Я не разбираюсь в деятельности организации "зелёных", но я знаю, что многие придают защите природы религиозный смысл. Этого, мне кажется, быть не должно", - сказала она. "Но вообще само намерение защищать природу, безусловно, благое. Экология сейчас очень важна. Если религиозные организации находят возможность участвовать в жизни общества, это можно только приветствовать. Поэтому нет ничего плохого, если религиозные организации будут помогать обществу в охране природы", - подытожила Елена Валерьевна.
|